История блинов

Вы знаете, что блины живут уже более тысячи лет, с самого, что называется, древле-славянского аb ovo… Они появились на белый свет раньше русской истории, пережили её всю от начала до последней странички», — писал уважаемый русский классик Чехов А.П. И продолжал: «Принимая во внимание почтенную давность блинов и их необыкновенную, веками засвидетельствованную стойкость в борьбе с новаторством, обидно думать, что эти вкусные круги из теста служат только узким целям кулинарии и благоутробия». Антон Павлович был убежден, что в «многоговорящих стариках-блинах» скрыто «ещё что-то более высшее, символическое, быть может, даже пророческое»…

И он, конечно, прав.
Ибо блины, которые действительно появились очень давно, еще в языческие времена, всегда имели для русских особое значение. Другие народы тоже были замечены в изготовлении «кругов из теста», однако священного трепета перед ними не испытывали. Для наших же предков блин был тесно связан с обрядами захоронения и поминания усопших, со смертью и потусторонним миром (не зря в одной из сказок старик, забравшись на небо по гороховому стеблю, находит там волшебные жерновцы – аппарат для мгновенного производства блинов).
Без этого блюда не обходились ни одни поминки: первый, горячий блин старший из мужчин разламывал и клал на окошко – для покойника. Предполагалось, что душа умершего питается теплым паром, исходящим от угощения. Блины пекли также в «родительские» дни, когда принято было посещать кладбище; их тогда оставляли на могилах, приносили в церковь, раздавали нищим в память об усопших.
Без блинов не обходился и свадебный стол. Как ни странно, но бракосочетание тоже ассоциировалась у пращуров-славян с поминками: в этот день невеста «умирала» как девушка, чтобы вскоре возродиться в новом качестве. Наутро потребление блинов продолжалось; традиционно их пекла и присылала к праздничному столу теща, а все присутствующие, предвкушая скандал, наблюдали за тем, как обходится с угощением молодой муж. Если супруг выедал в центре дыру и дарил испорченный блин маме новобрачной, то это означало, что накануне он крупно ошибся насчет невестиной добродетели.
Соленые блины использовались девушками для святочных гаданий: положив это изделие за пазуху, под мышку или на голову (однако!!!), желающие выйти замуж выбегали на улицу и останавливали там первого встречного мужчину с целью узнать его имя, которое, по поверью, должно было совпасть с именем суженого.
Ну и конечно, самое массовое блинопечение приходилось на масленицу – тогда блины готовили и ели всю неделю, день за днем, в каждом доме, как бы устраивая поминки по уходящей зиме. Причем первый блин неизменно посвящали покойным родителям – клали на окно или крышу, относили на могилу или отдавали нищим, чтобы те съели его за упокой души. В «прощеное воскресенье» люди снова приходили на кладбище с блинами для родных. В этот же день устраивалось сожжение чучела Масленицы, которой в руки вкладывали, как покойнице, погребальный блин.

Источник: moikompas.ru

Реклама
Запись опубликована в рубрике Кулинария, МИР ВОКРУГ НАС. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s