Марчелло Мастроянни

Трудное детство

За бешеный темперамент и многочисленные романы с красивейшими женщинами мира Марчелло Мастроянни прозвали «итальянским женихом» и «латинским любовником», но на самом деле в его жилах текла и другая кровь. Уже перед смертью его мать призналась, что она еврейка. Секрет своего происхождения она хранила всю жизнь, особенно тщательно скрывая его при Муссолини и в годы войны.

Девичья фамилия Иды Мастроянни — Идельсон, сообщает журнал «Алеф». Она родилась в 1898 году в Минске, где и жила до 1906 года. Потом ее семья переехала в Германию, затем Ида Идельсон перебралась в Италию и вышла замуж за Отторино Мастроянни. Своему третьему ребенку, родившемуся 28 сентября 1924-го года, пара дала итальянское имя Марчелло.

Мать будущего великого актера была домохозяйкой, а отец — столяром. Семья жила очень бедно. «Долгое время я спал на одной кровати с матерью, потому что в комнате не было места. Мои братья пристраивались рядом с кроватью на полу, отец — в коридоре. Но я не видел в этом ничего ужасного, ведь мои товарищи жили точно так же», — цитируют воспоминания Мастроянни «Аргументы и факты».

Простейшие реплики

После окончания технического училища Марчелло Мастроянни работал строителем, чертежником, бухгалтером в кинопрокатной фирме, простым рабочим. Во время войны поступил в Римский университет на строительное отделение, хотел стать архитектором. Там познакомился с Джульеттой Мазиной, будущей женой Федерико Феллини. Они вместе участвовали в спектаклях самодеятельного студенческого театра — одного из самых сильнейших в Риме. Там его заметил знаменитый режиссер Лукино Висконти и пригласил к себе в театр «Элизе».

«Я до сих пор не знаю, что он такого во мне увидел», — рассказывал Мастроянни.

«…Пожалуй, интереснее всего получилось с Марчелло Мастроянни, парнишкой, не умевшим произнести простейшие реплики», — приводятся воспоминания Висконти на сайте 100velikih.com.

Он взял его в шекспировскую «Розалинду» в 1948 году. Дебют был успешным, и Марчелло, несмотря на непонимание родных, бросил 4-й курс университета и стал актером. Он работал в «Элизе» до 1956 года, сыграл примерно в десяти спектаклях.

Словно мотылек

В 1950 году, еще в самом начале театральной карьеры, когда Мастроянни еще не пользовался бешеным успехом у женщин, он женился на Флоре Карабелле — итальянской актрисе, дочери известного композитора Эцио Корабелы, автора множества балетов, оперетт и музыки к фильмам. В 1951 году в молодой семье родилась дочь Барбара.

Флора стала единственной законной женой Марчелло Мастроянни, они прожили вместе немало лет, несмотря на его многочисленные романы. Где бы и с кем бы «непутевый» муж не находился, он ежедневно звонил жене в Рим и каждый год в день их венчания присылал розы.

«Поначалу, узнав о его похождениях, я крушила мебель, кричала, как ненормальная, — рассказывала журналистам Флора Карабелле. — Но потом Висконти дал мне жизненно важный совет: «Если он будет свободным, без оков, он всегда будет возвращаться к тебе. Марчелло так уж устроен — он порхает, словно мотылек, безо всякого смысла».

Простой трудяга

На съемочную площадку Мастроянни пришел в первый раз еще в 11 лет. В кино он начинал статистом, снимался в массовках. В 1950-х годах актер появлялся на экране все чаще, в основном играя добродушных итальянских парней — крестьян, рабочих, таксистов, идеальных женихов и мужей для девушек из простонародья, сообщается в энциклопедии «Кругосвет».

Несмотря на пришедшую к актеру популярность среди зрителей, особой популярностью у женщин он не пользовался. «Я не отношусь к числу мужчин, способных вызвать страсть, — признавался он тогда, — но зато произвожу впечатление надежности, и девушки пишут мне, рассказывая о своих переживаниях на любовной почве, как старшему брату».

Но все в жизни Марчелло Мастроянни изменилось, когда Федерико Феллини пригласил его сняться в «Сладкой жизни».

Неудачники Мастроянни

Мастроянни уже был знаком с Феллини благодаря его жене, с которой играл в любительском театре. Но режиссер ценил его не только как актера.

«Он всегда много ел, — вспоминал Феллини, известный гурман. — Я обратил на это внимание, потому что чувствую естественную симпатию к людям с хорошим аппетитом. Так что впервые я обратил внимание на Марчелло, почувствовав в нем настоящего гурмана».

Первоначально на главную роль в «Сладкую жизнь» Феллини хотел пригласить Пола Ньюмена, но тот «слишком важничал». Тогда режиссер и решил, что ему нужен «какой-нибудь неизвестный актер с заурядной внешностью».

На Каннском кинофестивале 1960 года «Сладкая жизнь» завоевала первое место. В Италии Марчелло был признан лучшим актером года. После этого фильма Мастроянни стал «завсегдатаем» в картинах прославленного режиссера, он играл в его «Восемь с половиной», «Интервью», «Джинджер и Фред», «Город женщин» и др.

«Очевидно, что в лучших фильмах Феллини, — говорил Марчелло, — я был визуальным воплощением его души. Феллини нуждался в alter ego, в персонаже, который нес бы на себе груз его слабостей. В фильме «Восемь с половиной» я раскрыл свою сущность антигероя. А вообще все мои персонажи, сыгранные у Феллини, — неудачники. И мне они очень нравились, потому что близки мне по духу…».

Герой-любовник

Также актер много снимался у Витторио Де Сики («Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски»), в популярной комедии Пьетро Джерми «Развод по-итальянски» и многих других — по 2-3 картины в год.

На смену похожим образам простоватых парней пришли циничный гедонист, равнодушный Казанова, психологически противоречивый интеллектуал, революционер-предатель, аутсайдер, угасающий ценитель земных радостей, герой-любовник и многие другие.

В 1990-х годах постаревший актер снова вернулся к образу «среднего человека» («Который час?», «Все в порядке», «Прерванный шаг аиста»). Мастроянни говорил: «Наступает час, когда морщины на лице становятся красивее галстука, а персонажи, которых изображаешь, оказываются столь же сложны, как и живые люди. Это прекрасно!»

Всего Марчелло Мастроянни снялся примерно в 150 картинах. Был удостоен множества профессиональных наград, трижды номинировался на «Оскар», в том числе за роль в фильме Никиты Михалкова «Очи черные».

Свою актерскую философию Марчелло Мастроянни определял так: «Я очень ленивый, пассивный человек… Я — наблюдатель, а не человек действия. Я — человек, стоящий у окна и глядящий на других. У меня итальянская философия: отложи все на завтра. Ночью мне нужны тарелка спагетти, бутылка вина и друзья… Во всех моих хороших фильмах (…) я играл персонажей, которые не действуют, а реагируют. Я чувствую себя удобнее в подобных ролях…».

Любовные многоугольники

Среди партнерш, побывавших в объятиях героев-любовников Мастроянни на съемочной площадке, были первые звезды мирового кинематографа — Анита Экберг, Анук Эме, Урсула Андресс, Брижит Бардо, Жанна Моро, Стефания Сандрелли, Моника Витти, Клаудиа Кардинале, Софи Лорен, Катрин Денев, Ширли Маклейн, Джулия Эндрюс, Джессика Тэнди, Лючия Бозе и др.

В реальной жизни Марчелло Мастроянни также покорил немало красавиц, он встречался с Урсулой Андресс, Жаклин Биссет, Катрин Денев, Фэй Данауэй, Анитой Экберг, Настасьей Кински, Роми Шнайдер, Мартой Келлер, Моникой Вити и т. д.

За влюбчивость актера прозвали «любовником номер один в Европе», «итальянским женихом» и «латинским любовником», на что Мастроянни отвечал: «Все разговоры о моем донжуанстве кажутся мне совершенно неверными. Ну какой же из меня донжуан? Я от рождения ленивый и спокойный. Как у большинства итальянцев, у меня большой бесформенный нос…».

«Я никогда не считал женщин — я их только любил! — однажды признался он. — В этой жизни они дали мне любовь. Может быть, я дал им меньше».

Просто друзья в браке по-итальянски

Он, может быть, и не считал, но журналисты всегда пристально следили за его личной жизнью. Ходили даже слухи о его романе с Софи Лорен, которая, кстати, это всегда опровергала.

«Он всегда был для меня просто другом, живущим по соседству, — говорила она. — Мы много снимались вместе, я помню каждую нашу работу, фильм за фильмом, кадр за кадром. Думаю, редко в истории всего мирового кино между актерами была такая гармония, как между Марчелло и мной. Но роман — нет, никогда…».

Они вместе сыграли в 12 фильмах, среди которых получившие всемирное признание «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски», «Подсолнухи», «Необычный день». Впервые актеры появились на экране вместе еще в 1949 году в фильме «Сердца над морем», хотя настоящим рождением дуэта Мастроянни считал картину «Жаль, что ты такая каналья» (1954). Их последней совместной работой стал фильм «Прет-а-порте» в 1994 году.

Маменькин сынок

Зато про его отношения с американской актрисой Фэй Данауэй известно наверняка. Они познакомились на совместных съемках, сразу вспыхнул бурный роман. «Наша связь началась с поцелуя на съемочной площадке, предусмотренного сценарием. Я обнял ее и начал целовать. И пропал — это было как молния…» — рассказывал актер.

Их тайные «межконтинентальные» встречи продолжались три года, они расстались, когда Фэй потребовала Мастроянни развестись. «Итальянский жених» обещал, но каждый раз возвращался к жене. В конце концов Фэй объявила ему, что между ними все кончено, а через неделю после разрыва во всеуслышание заявила: «Марчелло — маменькин сынок, который не способен на самостоятельные решения».

Марчелло очень переживал: «Я любил Фэй, любил очень сильно, — позднее признался он. — Но все закончилось очень болезненно, и после этого мы не разговаривали. Я больше не хотел ее видеть». Утешала его Флора.

Она — и фасоль

Еще страдая по американке, на съемках картины «Это случается только с другими» у 46-летнего Марчелло Мастроянни завязался роман с 27-летней француженкой Катрин Денев, которая была в похожем состоянии после расставания с режиссером Франсуа Трюффо. За полгода до этого актеры познакомились в Лондоне на ужине у Романа Поланского, но тогда итальянец только и заметил: «Профессиональная красавица».

Роман с «этой иностранкой», как Флора презрительно называла Катрин Денев, длился несколько лет. Все это время Мастроянни метался между Парижем и Римом. Он неоднократно делал Катрин предложение, чего раньше с ним не случалось. Но актриса каждый раз отказывалась, не желала уничтожать его семью, и вообще была скрытна и холодна с ним.

Но сам Марчелло Мастроянни не верил в холодность актрисы. «Влюблена! — говорил он журналистам. — Она готовит мое любимое блюдо — фасоль! Вы представляете, она — и фасоль!». Катрин, от души ненавидевшей готовить, действительно освоила целых 34 рецепта приготовления фасоли, сообщается на сайте People’s History.

Чего еще ждать от француженки

Ничего не изменило в отношениях пары и рождение в 1972 году дочери Кьяры, после которого Джульетта Мазина сказала Феллини: «Не иначе как бедный Марчелло придумал последнее средство, чтобы взять сей неприступный бастион французской независимости».

Но Денев по-прежнему отказывалась выходить замуж за Мастроянни, который к тому времени уже развелся. После очередного отказа он звонил жене: «Флора, она мне отказала! И это при том, что ты разрешила! Я хочу умереть!». В итоге Марчелло вернулся к своей семье в Италию, Флора его утешала: «Может быть, она не совсем нормальная? — рассуждала она. — Впрочем, чего еще ждать от француженки!».

Но Мастроянни часто тайно приезжал в Париж и провожал взглядом выходивших из дома любимую женщину и дочь. Кьяра была его любимицей, свою особую привязанность к ней актер объяснял словами «я обожал мать этого ребенка».

Однажды Катрин взяла Кьяру на съемки в Лос-Анджелес, и Мастроянни, находившийся в это время в Бразилии, тут же сорвался проведать дочь. Марчелло повел Кьяру в кинотеатр на фильм с участием Денев. Очень скоро девочка попросила: «Папа, давай уйдем отсюда, мне тебя жалко, ты все время плачешь».

Кьяра-Шарлотта Мастроянни продолжила семейную традицию, и даже снялась с матерью в фильме Клода Лелуша «Только вдвоем».

К «синьору с белой бородой»

Последние 20 лет жизни актер провел с француженкой, кинорежиссером Анной Марией Тато, про которую говорил, что она «очень гордая женщина, красавица, очень милая и порядочная». С Тато Мастроянни встретил свой последний, 72-й день рождения.

Даже будучи тяжело больным, страдая от рака поджелудочной железы, Мастроянни не прекращал играть и не терял жизнелюбия. «Может быть, я и стал занудой, но все равно смотрю на жизнь с оптимизмом. И синьору с белой бородой там, в небесах, говорю: не обращай на меня внимания, пусть я еще поживу!» — говорил он.

19 декабря 1996 года Марчелло Мастроянни скончался в Париже. В этот момент рядом с ним была Катрин Денев и их дочь Кьяра. Похоронили его, согласно завещанию, в Риме.

Фильмография:
1949 — Августовское воскресенье / Domenica d’agosto — Эрколе Нарди
1949 — Сердца над морем / Cuori sul mare — Массимо Фальчетти
1950 — Красавчик Антонио
1950 — Париж всегда Париж
1952 — Девушки с площади Испании
1952 — Лихорадка жизни
1953 — Наши времена
1954 — Дни любви
1954 — Жаль, что ты такая каналья
1955 — Двоежёнец
1957 — Белые ночи / Le Notti Bianche
1957 — Отцы и дети
1958 — Злоумышленники неизвестны
1959 — Сладкая жизнь / La Dolce Vita
1961 — Развод по-итальянски / Divorzio All’Italiana
1961 — Ночь / La notte
1962 — Семейная хроника
1963 — Восемь с половиной / 8½ — Гвидо Анселми
1963 — Товарищи
1963 — Вчера, сегодня, завтра / Ieri, oggi, domani
1964 — Брак по-итальянски / Matrimonio All’Italiana
1964 — Казанова-70
1965 — Десятая жертва / La Decima Vittima — Марчелло Полетти
1965 — Сегодня, завтра, послезавтра Oggi, domani, dopodomani
1966 — Маки — это тоже цветы / Opération opium (The Poppies Are Also Flowers)
1967 — Посторонний
1968 — Любовники
1970 — Подсолнухи / Girasoli — Антонио
1971 — Это случается только с другими / Ça n’arrive qu’aux autres
1971 — Разрешите представиться? Рокко Папалео / «Permette? Rocco Papaleo»
1972 — Убийство в Риме / Massacre In Rome
1973 — Большая жратва / La Grande Abbuffata
1973 — Жена священника / La Moglie del prete
1973 — Кусай и беги Mordi e fuggi
1973 — Что?
1974 — Браво, куколка! / La Pupa Del Gangster
1974 — Привет Артист / Salut L Artist
1974 — Аллонзанфана
1974 — Не тронь белую женщину
1975 — Женщина на воскресенье
1976 — Благородный венецианец по прозвищу «Полосатая задница» / Culastrisce nobile veneziano
1976 — Тод модо / Todo modo
1977 — Особенный день
1977 — Прощай, самец / Ciao Maschio
1977 — Двойное убийство / Doppio delitto
1978 — Неаполитанский детектив
1978 — Оставайся сама собой
1979 — Кровавая вражда
1979 — Терраса — Луиджи
1980 — Город женщин / La citta delle donne/ — Снапораз
1981 — Кожа / La Pelle
1981 — Призрак любви / Fantasma d’amore
1982 — За дверью
1982 — Новый мир
1983 — История Пьеры
1985 — Джинджер и Фред — Фред
1987 — Интервью
1986 — Пчеловод / Ο Μελισσοκόμος — Спирос, вышедший на пенсию учитель
1987 — Очи чёрные — архитектор Романо Патрое
1989 — Который час?
1990 — У всех всё в порядке
1991 — Прерванный шаг аиста
1992 — Красивая любовь — Чезарио Гарибальди
1992 — Второе дыхание / Used People
1993 — Я не хочу об этом говорить / De Eso No Se Habla’
1993 — Раз, два, три… замри! / Un, deux, trois, soleil
1994 — Высокая мода (Прет-а-порте) — Сергей/Сержио
1995 — За облаками
1995 — Сто и одна ночь Симона Синема
1996 — Три жизни и одна смерть /Trois vies et une seule mort, реж. Рауль Руис
1996 — Путешествие к началу мира
1996 — С согласия Перейры / Sostiene Pereira

Источник: rian.ru

Запись опубликована в рубрике ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ, ИСКУССТВО, Кино. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

