Чаевые

Если бы всем тем, кому дают чаевые, платили достаточно, чтобы они не
зависели от этого источника заработка, было бы просто прекрасно. Однако,
к сожалению, в действительности дело обстоит по-другому. Поэтому мы не
должны забывать, что очень многие люди нуждаются в денежном вознагражде-
нии за хорошо выполненную работу, которое им выплачивают помимо их ос-
новного жалованья.

Тем не менее, я твердо верю в то, что чаевые нужно заслужить. Если
оказанная услуга выполнена недобросовестно, обслуживающий персонал наро-
чито груб, невнимателен или небрежен при исполнении своих обязанностей,
сумма вознаграждения должна быть уменьшена. В том случае, когда вас обс-
лужили совсем плохо, давать «на чай» не следует вообще, а о случившемся
надо поставить в известность управляющего. Если все будут давать одина-
ковые чаевые прислуге вне зависимости от качества услуг, исчезнет стимул
для того, чтобы хорошо работать. Мы не в состоянии решить всех соци-
альных проблем, однако более щедро вознаграждая за добросовестный труд и
снижая оплату, когда человек работает спустя рукава, мы можем так отре-
гулировать систему выплаты чаевых, что она станет более или менее прием-
лемой.

В РЕСТОРАНАХ

Говорить о каких-то общих правилах выплаты чаевых достаточно трудно,
поскольку сумма их во многом определяется тем заведением, которое вы по-
сетили, а также услугами, которые вам там были оказаны. Иначе говоря,
если вы привыкли посещать дорогие рестораны, требовать к себе специ-
ального внимания или услуг, то и «компенсировать» их следует более щед-
ро, чем в обычных ресторанах и при отсутствии специальных требований к
обслуживающему персоналу.

Официанты, официантки и старшие официанты

Еще совсем недавно в хороших ресторанах считалось, что 15 процентов
от суммы счета за вычетом налогов — это щедрые чаевые. Теперь же при от-
личном качестве обслуживания эта цифра все более уверенно поднимается к
20 процентам. В обычных ресторанах, где работают в основном члены одной
семьи, 15 процентов, оставленных «на чай» — нормальное вознаграждение.
Если напитки вам предлагает мэтр погреба, цена их не включается в тот
счет, на базе которого вы определяете сумму чаевых. Когда напитки подает
обслуживающий вас официант, их стоимость включается в общий счет. Размер
чаевых определяется суммой счета за вычетом налогов.
Если вы платите наличными, чаевые вам следует оставить на небольшом
подносе, на котором официант принесет сдачу после того, как передаст всю
сумму по оплате вашего счета кассиру.
Когда вы расплачиваетесь кредитной карточкой, сначала просмотрите
счет, поданный официантом, потом поверх него положите вашу кредитную
карточку. Официант отнесет оба документа кассиру, который подготовит
счет к оплате, после чего принесет его вам обратно либо на том же подно-
се, либо в специальной папке. В счете, подготовленном к оплате кредитной
карточкой, обычно имеется четыре строки: на первой указывается цена за-
казанных вами блюд, на следующей — сумма налога, третья строка остается
пустой — она оставлена именно для того, чтобы вы вписали туда сумму чае-
вых, а на последней строке фиксируется вся сумма счета. Вы должны ука-
зать размер чаевых, после чего подсчитывается общая сумма.
Как и у рядовых официантов — но в отличие от метрдотеля — уровень
жизни старшего официанта определяется получаемыми им чаевыми. Если к ча-
евым, оставляемым обычным официантам, вы добавите старшему официанту еще
5 процентов от суммы счета без налога, этого будет вполне достаточно. В
том случае, когда его услуги особенно значительны, например, если он
обслуживает вас вместе с другими официантами, общую сумму чаевых можете
разделить таким образом, чтобы официанты получили 75 процентов всех чае-
вых, а старший официант — 25 процентов.
Метрдотелю «на чай» давать не принято, как и хозяину или хозяйке рес-
торана, если только вы не являетесь завсегдатаем заведения. В этом слу-
чае, когда они, к примеру, помнят, какое вино вы предпочитаете, или
всегда следят за тем, чтобы вас обслуживали быстро и вежливо время от
времени можете давать им чаевые в размере 5-10 долларов. Многие вла-
дельцы ресторанов считают, что платить метрдотелю вознаграждение за то,
что он усаживает вас за удобный столик, не следует, но не возражают про-
тив того, чтобы постоянные посетители иногда давали ему «на чай», как и
в тех случаях, когда он помогает вам организовать приглашение многочис-
ленных гостей на обед или провести какой-нибудь другой прием.

Обслуживающему персоналу в буфетах или ресторанах со «шведским сто-
лом» обычно оставляют на чай 10 процентов от суммы счета. В закусочных,
столовых, кафе и при обслуживании за стойкой чаевые не должны быть
меньше двадцати пяти центов даже в том случае, если вы заказали чашечку
кофе, либо они должны составлять приблизительно 15 процентов от суммы
счета.

Уборщики посуды

Помощникам официанта, убирающим посуду, чаевые давать не принято, за
исключением тех случаев, когда они приносят вам поднос с едой к столу в
кафе-ресторанах, которые становятся все большей редкостью. Обычная плата
за такую услугу — 50 центов.

Оплата услуг

Во многих зарубежных странах плата за услуги, которые вам оказывают в
гостиницах и ресторанах, автоматически включается в общий счет. В Соеди-
ненных Штатах мы с такой практикой обычно не сталкиваемся, а если она
существует в каком-то отдельном ресторане, это указывается в меню, и до-
полнительные чаевые в таком случае давать не следует.

Бармен

Когда вы ждете в баре, пока в ресторане освободится столик, можете
либо оплачивать напитки сразу, либо бармен включит их стоимость в общий
счет, который будет вам подан после окончания трапезы. В любом случае,
как только столик освободится, и вас пригласят в ресторан, оставьте бар-
мену чаевые.

Если вы заказывали в баре только напитки, чаевые бармену должны сос-
тавлять 15-20 процентов от суммы заказа, причем 20 процентов следует да-
вать в том случае, когда счет вам выставляет бармен.

Музыканты

Если вы попросили пианиста или другого одинокого музыканта исполнить
какое-то произведение, дайте ему не менее 1 доллара. Когда участники
большого приема заказывают исполнение нескольких музыкальных произведе-
ний, чаевые положено давать за каждое из них. Во многих ресторанах оди-
нокие музыканты время от времени подходят к посетителям, что-то наигры-
вают, а потом спрашивают сидящих за столиком людей, не хотят ли те, что-
бы было исполнено что-нибудь специально для них. Даже тогда, когда
единственное ваше желание состоит в том, чтобы такой музыкант скорее по-
шел играть куда-нибудь подальше от вас, ему следует дать «на чай». Одно-
го доллара будет вполне достаточно, вне зависимости от того, попросите
вы его чтонибудь сыграть или нет. Никто, естественно, не ждет от вас,
что вы отложите в сторону прибор и будете смотреть только на исполните-
ля, хотя вам может быть неловко продолжать в это время есть, и вы, как
вежливый человек, захотите уделить ему внимание. Музыкальная пьеса может
звучать от двух до пяти минут, и за это время только что принесенное вам
филе из морского языка успеет быстро остыть. Продолжайте спокойно есть,
а когда музыкант закончит игру, с улыбкой поблагодарите его и дайте чае-
вые. Если же он обратился к вам, когда вы обсуждаете важный деловой воп-
рос или ведете доверительную личную беседу, с вашей стороны не будет
грубостью сказать, что вы заняты.

Служители, паркующие машины у ресторана

Чаевые за парковку машины в небольших городах составляют 1 доллар, а
в крупных — 2, причем расплачиваетесь вы не когда вашу машину ставят на
стоянку, а в тот момент, когда вам ее пригоняют после вашего посещения
ресторана.

Приемы в ресторане и организация домашних приемов

Некоторые рестораны и службы, организующие домашние праздничные обе-
ды, берут за услуги 15-20 процентов от стоимости большого приема. Эти
деньги делятся между официантами и/или официантками. Дополнительные чае-
вые хозяин им давать не обязан, если только он не хочет кого-то отблаго-
дарить особо. После приема, на который были приглашены многочисленные
гости, хозяину, кроме того, следует дать «на чай» не менее 10 долларов
человеку, который был ответственным за организацию приема — старшему
официанту, метрдотелю или кому-то еще. Это вознаграждение в значительной
степени определяется размерами и характером приема. Если сумма оплаты
услуг не включена в счет, хозяин дает человеку, ответственному за прием,
примерно 20 процентов от общей суммы счета и просит его разделить деньги
между официантами.
Когда фирма, взявшая на себя организацию приема у вас дома, присылает
вам для обслуживания гостей одного-двух официантов или, например, барме-
на и официантку, чаевые положено давать им лично перед тем, как они по-
кинут ваш дом. Если вы приглашаете десять человек, и счет выставлен на
150 долларов, каждому из двух официантов следует дать «на чай» по 15
долларов, что составит их долю от 20 процентов суммы счета, предназна-
ченных на оплату оказанных услуг.

В ГОСТИНИЦАХ

Сотрудники гостиниц, как и работники ресторанов, в значительной сте-
пени зависят от чаевых, которые заметно дополняют их обычно невысокую
зарплату. Вместо того чтобы нервничать каждый раз, когда вам нужно дать
«на чай» швейцару, распахивающему перед вами дверь, воспринимайте лучше
эти расходы как оплату части своего путешествия, запаситесь купюрами по
1 доллару и будьте готовы расстаться с ними еще до того, как попадете в
свой номер в гостинице.

Швейцар

В зависимости от количества мест багажа дайте швейцару «на чай» 1-2
доллара за то, что он донесет ваши чемоданы от машины до гостиницы и пе-
редаст их носильщику. Если вы заходите в гостиницу навестить кого-то из
постояльцев, естественно, не имея при себе никакого багажа, вам, конеч-
но, ничего не нужно давать швейцару за то, что он распахнет перед вами
дверь. Снова дайте ему «на чай», когда будете выезжать из гостиницы, за
то что он возьмет у носильщика багаж и уложит его в вашу машину или за-
казанное такси.
Если вы попросили швейцара взять вам такси, дайте ему за это 1-3 дол-
лара (три доллара в том случае, если он будет ловить для вас машину в
непогоду). Когда такси подъедет к выходу из гостиницы, дайте швейцару,
помогающему с багажом, еще 1-2 доллара.

Носильщик

Носильщику, который доставит багаж к вам в номер, дайте 2-3 доллара
или больше, если у вас очень много сумок и чемоданов. В роскошных гости-
ницах, где вас провожает до апартаментов кто-то из помощников управляю-
щего, давать ему чаевые не следует, но услуги носильщика, который идет
сзади и несет ваш багаж, оплатить нужно обязательно.
Если носильщик оказывает вам какую-то особую услугу, например, поку-
пает что-то по вашей просьбе или приносит вам в комнату вещь, которой не
захотела заниматься служба доставки, ему следует давать «на чай» 2-3
доллара.

Горничная

Останавливаясь в дорогой гостинице, за каждые сутки проживания там
выплачивайте горничной чаевые в размере 2 долларов, либо 1 доллара, если
вы выбрали гостиницу подешевле. Передайте ей деньги лично. Если же вы не
сможете найти горничную перед своим отъездом, оставьте ее чаевые в зак-
леенном конверте с надписью: «Для горничной» или, если считаете необхо-
димым, передайте конверт дежурной по этажу, попросив ее проследить, что-
бы горничная получила вознаграждение.

Официант, доставляющий в номер еду и напитки

Каждый раз, когда вам в номер доставляют еду и напитки, давайте офи-
цианту 15 процентов от суммы счета, но никогда не меньше, чем 2 доллара.
Эти деньги являются дополнением к тому жалованью, которое официант полу-
чает в гостинице. Можете дать ему чаевые наличными или вписать сумму
вознаграждения в счет.

Обслуживающий персонал ресторана в гостинице

Размер чаевых обслуживающему персоналу ресторана в гостинице точно
такой же, как и в любом другом ресторане — 15 процентов, за исключением
самых дорогих заведений. Если вы остановились в гостинице американского
типа, где оплата услуг ресторана включается в общий счет, чаевые даются,
как обычно, однако следует также давать «на чай» и метрдотелю, который
будет проявлять о вас заботу во время вашего пребывания в гостинице.
Вознаграждение может составлять от 10 до 15 долларов с семьи или группы
из четырех человек, приехавших провести выходные, либо до 20-30 долларов
за продолжительный визит или за пребывание более многочисленной группы.

Услуги личного характера

Парикмахеры, маникюрши, косметологи и другие представители обслужива-
ющего персонала, предоставляющие услуги личного характера, получают чае-
вые в соответствии с нормами, принятыми в любом другом аналогичном спе-
циализированном заведении вне гостиницы. (См. раздел «Личные и професси-
ональные услуги» далее в этой же главе.) Обслуживающему персоналу бас-
сейнов, саун, сотрудникам спортивных залов и оздоровительных кабинетов
чаевые давать не принято, если только они не оказали вам особого одолже-
ния.
Консьержам следует давать «на чай» не менее 5 долларов за то, что они
забронировали вам билеты на самолет или в театр, причем, если эта услуга
особого рода-например, вам приобрели билет на представление уже после
того, как все места были распроданы, — можете заплатить консьержу до 10
долларов.

ЗА ГРАНИЦЕЙ

В большинстве ресторанов и гостиниц Европы, а также многих других го-
сударств мира, расходы на обслуживание включаются в ваш общий счет. Как
правило, дополнительные чаевые вам платить не следует. Ни рассыльному,
ни горничной «на чай» вы не даете. В ресторане можете оставить официанту
ту сдачу, которую после расчета он принес вам на небольшом подносе или
блюдечке, но добавлять к ней сумму, эквивалентную доллару или двум, не
следует никогда.

Если оплата услуг в счет не включается, или вы полагаете, что цена
явно занижена, можете давать чаевые из того же расчета, как вы делали бы
это в Соединенных Штатах.

В Европе принято давать «на чай» капельдинерам в театрах. В Англии,
правда, такого обычая нет, однако там вместо этого покупают у капельди-
нера программы спектакля или концерта. Тем не менее, такого рода разли-
чия скорее подтверждают общее правило, чем являются исключением из него.
Просмотрите соответствующие справочники или проконсультируйтесь с аген-
том из туристического бюро по поводу особенностей выплаты чаевых в тех
странах и городах, куда вы собираетесь отправиться.

Источник: weborbita.com

Реклама
Запись опубликована в рубрике МИР ВОКРУГ НАС, Этикет. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s