Снежная королева: сказка на все времена

Сказка, экранизированная режиссером-постановщиком Львом Атамановым, собрала доселе невиданный советскими мультипликаторами урожай: на XXII МКФ в Венеции того же года — Первая премия «Золотой лев Святого Марка» в категории анимационных фильмов. Через год в Каннах — Первая премия. В том же, 1958 году, престижная премия в Риме и премия на родине — Особый приз фильму, удостоенному наград на разных фестивалях (ВКФ в Москве, 1958). На III Британском МКФ в Лондоне (Фестиваль фестивалей) 1959 года — «Снежная королева» признана лучшим фильмом года. А ведь в каких условиях снимали! В спину дышал жарким пламенем конкурент. И какой!

И какой! В анимационном мире царил Уолт Дисней — лучшие художники, лучшие технологии, лучшие сюжеты. Многочисленные награды, поток зрителей в кинотеатрах, всевозможные рекорды и никаких ограничений. Советским мультипликаторам никто и никогда не давал такой свободы.

Посудите сами: для того чтобы сделать что-то толковое, нужно хотя бы примерно представлять, о чем идет речь — это неоспоримый, пожалуй, факт. А как художникам изобразить Данию, Лапландию и вообще те места, в которых и происходит сказочное действо, если никто их воочию-то не видел? Ведь занавес, ведь буржуазное влияние и социалистический пафос! Но, видимо, таланту идеология не помеха: есть фотографии и описания в библиотеках, есть, в конце концов, родимая, с трудом радующаяся социализму, Прибалтика. Говорят, что те, кто хорошо знает Таллинн, узнают в некоторых эпизодах «Снежной королевы» его исторический центр.

Да и Дисней, хоть косвенно, да помог. Воспользовались его наработками. Дело в том, что на заморской студии уже много лет практиковали технологию «проигрывания» мультфильма живыми актерами (началось все с оскароносной «Белоснежки»). Схема достаточно проста, но затратна: и по времени, и финансовым вложениям. На роль мультяшного персонажа утверждается (кем? Продюсером, конечно! А это — полностью буржуйский тип) актер/актриса, которые максимально соответствуют образу — подход такой же, как и в художественных фильмах (кастинг, однако. Тоже буржуйское слово). И утвержденный человек по сценарию полностью проигрывает свою роль. Все это записывается на пленку.

Мультипликаторы смотрят, оценивают и прорисовывают каждое движение, переносят пластику живого существа на экран. Метод назвали «эклером» — по марке фирмы-производителя длиннющего стола, на котором осуществлялись все манипуляции. А сыграли волшебных персонажей популярные тогда актеры: маленькую Герду изобразила известная актриса Янина Жеймо, душу и страсть в холодную Королеву вселила Мария Бабанова, молчаливый по мультику Кай изредка говорил голосом Анны Комоловой. Кроме них, также в озвучивании участвовали: Вера Попова (Бабушка), Алексей Консовский (Олень), Владимир Грибков (Оле-Лукойе), Ирина Мурзаева (Старая фея), Елена Понсова (Ворона), Татьяна Линник (Принцесса), Галина Кожакина (Маленькая разбойница), Мария Синельникова (Финка), Сергей Мартинсон (Ворон), Вера Бендина (Принц), Юдифь Глизер (Старая разбойница и Лапландка).

Сценарий к мультфильму написали Николай Эрдман и Георгий Гребнер. Вообще-то сказку Андерсена значительно поправили еще на этапе перевода: ну ни к чему в стране победившего атеизма все эти религиозные штучки — всякие ангелы, небесное братство-воинство и молитвы, направленные не к вождям. Но для экранизации сказку еще дополнительно «отполировали». Некоторые персонажи — Оле-Лукойе — появились, другие — Тролль — исчезли. Сценаристы добавили немножко солнечного оптимизма: в оригинале сказки за время приключений проходит много лет (вспомните хотя бы пребывание Герды в цветочном домике старушки-волшебницы), происходят закономерные, но оттого не менее печальные вещи — умирает от старости мудрый Ворон, Маленькая разбойница превращается во взрослую, да и Кай с Гердой перерастают детскую наивность. Это особенность сказок Андерсена — очищающая печаль, светлая скорбь, слезы из глубины души. Но этим чувствам не нашлось места в мультфильме, может, это и к лучшему…

Читать оригинал сказки

Источник: nashfilm.ru

Реклама
Запись опубликована в рубрике ИСКУССТВО, Кино. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s